Режим дня дошкольника
Уважаемые родители, каждый из Вас желает, чтобы его ребенок был здоров, весел и правильно развивался. В этом стремлении поможет правильная организация режима дня. Что такое режим дня?
Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.
Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и предусматривает организационный режим для дошкольника:
Дневной и ночной сон определенной продолжительности с соблюдением времени подъема и отхода ко сну;
- Регулярное питание;
- Определенная продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
- Правильное чередование труда и отдыха;
- Определенное время для физзарядки и личной гигиены.
Все родители пережили особенно напряженный период, когда только что появившийся в мир человек должен приспособиться к необычным условиям.
Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большей мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Один из мало важных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку.
По мере роста ребенка распорядок его будет меняться. Но на всю жизнь должна сохраниться основа, заложенная в раннем детстве – чередование всех форм деятельности организма в определенном режиме. Воспитать в ребенке чувство ритма – не слишком сложно: самой природе присущ ритм. Малыш легко привыкает к предложенному ему режиму. Но родителям и другим окружающим взрослым соблюдать его без перебоев оказывается трудно: то жаль в хорошую погоду вовремя уйти с прогулки или прервать интересную игру, то произошла задержка с приготовлением пищи. А мозг ребенка фиксирует эту неустойчивость режима, и потому так трудно выдерживать его, когда ребенок становиться старше и начинает просить «чуть-чуть» задержаться, опоздать, отложить и т.д.
Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.
Нервная система малыша очень чувствительна к различным воздействиям окружающей среды. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Главным видом отдыха – сон. Если он недостаточно продолжителен, то организм не отдыхает в полной мере. Это отрицательно влияет на нервную систему ребенка. Ослабленные дети независимо от возраста должны спать больше. Важно приучать детей ложиться спать и вставать в определенное время.
Перед сном рекомендуются только спокойные игры, очень полезна получасовая прогулка. Готовясь ко сну, дети моют лицо, шею, руки и ноги водой комнатной температуры. Это имеет не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияет на нервную систему, способствует быстрому засыпанию.
Рекомендуемая в течение суток продолжительность сна составляет:
| Дети до 3 лет | От 3 и старше |
Общая продолжительность сна | 12 часов 50 минут | 12 часов |
Ночной сон | 10 часов 30 минут | 10 часов 15 минут |
Дневной сон | 2 часа 20 минут | 1 час 45 минут |
В течении дня – лучший вид отдыха для ребенка – подвижные игры, занятия физкультурой и спортом.
Кто из родителей не знает о пользе закаливания и физкультуры в укреплении организма ребенка, повышении его устойчивости к заболеваниям. Большинство из них умеет проводить закаливание осторожно и систематически, широко используя воздух, солнцу и воду (комнатные воздушные ванны, пребывание на свежем воздухе и т.д.). Но о значении активных действии для здоровья ребенка многие не знают. Часто взрослые предпочитают, чтобы ребенок играл в спокойные игры, меньше бегал и прыгал, что ведет к излишней вялости. Ограничивая ребенка в движении, родители неосознанно наносят вред здоровью ребенка.
Не мало важной является ежедневная прогулка на свежем воздухе, активные игры с детьми – непременный пункт в распорядке дня малыша, так как прогулки закаляют его организм, влияют на психологический фон ребенка. Кроме того, гуляя на улице с ровесниками, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми.
Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды.
В холодное время года нужно проводить на улице, по меньшей мере, 2-4 часа в сутки, а летом ребенок может проводить вне дома как можно больше времени.
Питание – это один из важных пунктов режима дня. Полноценное питание – это залог здоровья вашего чада. Наверное, не стоит напоминать, что то, чем вы кормите ребенка, должно быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины.
Дети, не соблюдая режим, больше подвержены простудным заболеваниям.
Таким образом, режим дня – это режим жизни. И насколько более тщательно родители продумают режим дня для своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразиться на всех сторонах жизни и здоровья вашего ребенка.
Предлагаем ознакомиться с нашим режимом дня, чтобы у вас была возможность максимально приблизить свой распорядок!
Распорядок и режим дня детей 3-го года жизни в образовательном учреждении (вторая группа раннего возраста общеразвивающей направленности)
холодный (образовательный) период (сентябрь – май)
Время | Режимные моменты, образовательная деятельность |
|
07.00 – 08.00 | Утренний прием | |
08.00 – 08.10 | Утренняя гимнастика | |
08.10 – 08.40 | Санитарно-гигиенические процедуры Завтрак | |
08.40 – 09.00 | Утренний круг | |
09.00 – 09.50 | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (по подгруппам) | |
Двигательная, игровая активность | ||
09.50 - 10.00 | Второй завтрак Подготовка к прогулке | |
10.00 – 11.20 | Прогулка | |
11.20 - 11.40 | Возвращение с прогулки (самообслуживание, взаимопомощь). | |
Гигиенические процедуры. Подготовка к обеду | ||
11.40 - 12.10 | Обед | |
12.10 - 15.00 | Подготовка ко сну | |
ДНЕВНОЙ СОН | ||
15.00 – 15.10 | Подъем. Ленивая гимнастика. Гигиенические, закаливающие процедуры. Подготовка к полднику | |
15.15 – 15.30 | Полдник | |
15.30 – 16.10
| Игры, общение самостоятельная деятельность по интересам и выбору детей. Вечерний круг | |
16.10 – 17.10 | Подготовка к прогулке (самообслуживание) Прогулка. Возвращение с прогулки | |
17.10 – 17.20 | Подготовка к ужину. | |
17.20 – 17.40 | Ужин | |
17.40 – 19.00 | Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой | |
Распорядок и режим дня детей 4-го года жизни в образовательном учреждении (младшая группа общеразвивающей направленности)
холодный (образовательный) период (сентябрь – май)
Время | Режимные моменты, образовательная деятельность |
|
07.00 – 08.00 | Утренний прием | |
08.00 – 08.10 | Утренняя гимнастика | |
08.10 – 08.40 | Санитарно-гигиенические процедуры Завтрак | |
08.40 – 09.00 | Утренний круг | |
09.00 – 09.40 | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (по подгруппам) | |
Двигательная, игровая активность | ||
09.50 - 10.00 | Второй завтрак Подготовка к прогулке | |
10.00 – 11.30 | Прогулка | |
11.30 - 11.50 | Возвращение с прогулки (самообслуживание, взаимопомощь). | |
Гигиенические процедуры. Подготовка к обеду | ||
11.50 - 12.20 | Обед | |
12.20 - 15.00 | Подготовка ко сну | |
ДНЕВНОЙ СОН | ||
15.00 – 15.20 | Подъем. Ленивая гимнастика. Гигиенические, закаливающие процедуры. Подготовка к полднику | |
15.20 – 15.30 | Полдник | |
15.30 – 16.10
| Игры, общение самостоятельная деятельность по интересам и выбору детей. Вечерний круг | |
16.10 – 17.20 | Подготовка к прогулке (самообслуживание) Прогулка. Возвращение с прогулки | |
17.30 – 17.50 | Подготовка к ужину. Ужин | |
17.50 – 19.00 | Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой | |
Распорядок и режим дня детей 5-го года жизни в образовательном учреждении (средняя группа общеразвивающей направленности)
холодный (образовательный) период (сентябрь – май)
Время | Режимные моменты, образовательная деятельность |
|
07.00 – 08.00 | Утренний прием | |
08.10 – 08.20 | Утренняя гимнастика | |
08.20 – 08.40 | Санитарно-гигиенические процедуры Завтрак | |
08.40 – 09.00 | Утренний круг | |
09.00 – 10.10 | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (по подгруппам) | |
Двигательная, игровая активность | ||
10.00 – 10.20 | Второй завтрак Подготовка к прогулке | |
10.20 – 11.40 | Прогулка | |
11.40 – 12.00 | Возвращение с прогулки (самообслуживание, взаимопомощь). | |
Гигиенические процедуры. Подготовка к обеду | ||
12.00 – 12.30 | Обед | |
12.30 - 15.00 | Подготовка ко сну | |
ДНЕВНОЙ СОН | ||
15.00 – 15.10 | Подъем. Ленивая гимнастика. Гигиенические, закаливающие процедуры. Подготовка к полднику | |
15.20 – 15.30 | Полдник | |
15.30 – 16.20
| Игры, общение самостоятельная деятельность по интересам и выбору детей. Вечерний круг | |
16.20 – 17.30 | Подготовка к прогулке (самообслуживание) Прогулка. Возвращение с прогулки Подготовка к ужину. | |
17.40 – 18.00 | Ужин | |
18.00 – 19.00 | Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой | |
Распорядок и режим дня детей 6-го года жизни в образовательном учреждении (старшая группа общеразвивающей направленности)
холодный (образовательный) период (сентябрь – май)
Время | Режимные моменты, образовательная деятельность |
|
07.00 – 08.00 | Утренний прием | |
08.20 – 08.30 | Утренняя гимнастика | |
08.30 – 08.50 | Санитарно-гигиенические процедуры Завтрак | |
08.50 – 09.10 | Утренний круг | |
09.10 – 10.55 | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | |
Двигательная, игровая активность | ||
10.10 – 10.20 | Второй завтрак Подготовка к прогулке | |
11.00 – 12.00 | Прогулка | |
12.00 – 12.10 | Возвращение с прогулки (самообслуживание, взаимопомощь). | |
Гигиенические процедуры. Подготовка к обеду | ||
12.10 – 12.30 | Обед | |
12.30 - 15.00 | Подготовка ко сну | |
ДНЕВНОЙ СОН | ||
15.00 – 15.10 | Подъем. Ленивая гимнастика. Гигиенические, закаливающие процедуры. | |
15.20 – 15.30 | Подготовка к полднику Полдник | |
15.30 – 16.30
| Игры, общение самостоятельная деятельность по интересам и выбору детей. Вечерний круг | |
16.30 – 17.40 | Подготовка к прогулке (самообслуживание) Прогулка. Возвращение с прогулки Подготовка к ужину. | |
17.50 – 18.10 | Ужин | |
18.10 – 19.00 | Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой | |
Распорядок и режим дня детей 7-го года жизни в образовательном учреждении (подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности)
холодный (образовательный) период (сентябрь – май)
Время | Режимные моменты, деятельность |
|
07.00 – 08.00 | Утренний прием | |
08.00 – 08.30 | Утренний круг | |
08.20 – 08.40 | Утренняя гимнастика | |
08.40 – 09.00 | Санитарно-гигиенические процедуры Подготовка к завтраку Завтрак | |
09.00 –11.00 | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | |
10.20 – 10.30 | Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак | |
11.00 - 12.10 | Подготовка к прогулке | |
Прогулка | ||
12.10 - 12.20
12.20 – 12.50 | Возвращение с прогулки (самообслуживание, взаимопомощь). | |
Гигиенические процедуры. Подготовка к обеду | ||
Обед | ||
12.50 - 15.00 | Подготовка ко сну | |
ДНЕВНОЙ СОН | ||
15.00 – 15.20 | Подъем. Ленивая гимнастика. Гигиенические, закаливающие процедуры. | |
15.20 – 15.30 | Подготовка к полднику Полдник | |
15.30 – 16.30
| Игры, общение самостоятельная деятельность по интересам и выбору детей. Вечерний круг | |
16.30 – 17.40 | Подготовка к прогулке (самообслуживание) | |
Прогулка. Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная деятельность, общение | ||
Подготовка к ужину | ||
18.00 – 18.20 | Ужин | |
18.20 – 18.30 | Подготовка к прогулке | |
18.30 – 19.00 | Прогулка, уход домой |